Андрей Хржановский

Нос, или Заговор «не таких»

#НовоеРусскоеКино
1/3
год
2020
страна
Россия
язык
время
1 час 29 минут
16+
в ролях
-

Стас Тыркин, программный директор «Художественного»: Это большая, концептуальная работа классика отечественной анимации, последнее время занимающегося симбиозом кинематографических жанров. Таким мультисоставным был предыдущий полнометражный фильм Хржановского «Полторы комнаты», посвященный жизни и поэзии Иосифа Бродского. «Нос» разбит на три главы, три сна — в конце концов, слова «сон» и «нос» состоят из одних и тех же букв, и в контексте фильма являются равноценными. Фильм устроен как система зеркал: его, наравне с другими фильмами, смотрят в салоне самолета друзья режиссера — люди, которыми он восхищается и которые являются его идеальной публикой: Юрий Рост, Наум Клейман, Дмитрий Крымов, Чулпан Хаматова. Мы наблюдаем, как делается этот фильм и как создается непоставленная Мейерхольдом опера Шостаковича «Нос». Анимация делает реальными эти фантазийные миры, позволяя состояться невероятным альянсам и человеческим встречам — например, Гоголя, Мейерхольда и Шостаковича. Петербургская повесть Гоголя экранизируется наравне с оперой Шостаковича, по которой она написана. И это наиболее адекватное прочтение и того, и другого. В кино были попытки поставить «Нос», но фантасмагоричность сюжета невозможно перенести на экран, ни в какой другой технике, кроме мультипликационной. Хржановский смело смешивает форматы, живописные жанры и техники: его коллаж соединяет, казалось бы, несоединимое — эстетику русского живописного реализма и революционный футуризм, русский авангард и русскую классику.

СТАС ТЫРКИН