Андрей Зайцев

Блокадный дневник

#новоерусскоекино
год
2020
страна
Россия
время
1 час 58 минут
12+
в ролях
Ольга Озоллапиня, Сергей Дрейден, Андрей Шибаршин

История одного из главных испытаний военных лет на стыке игрового и документального кино

В феврале 1942 года, во время первой блокадной зимы, по объятому голодом и морозами Ленинграду идет Ольга, только что похоронившая мужа. Она должна пересечь город, чтобы попасть к отцу и попросить у него прощения.  На пути она то и дело встречает посторонних людей. Одни уже почти отчаялись, другие демонстрируют поразительную стойкость духа и готовность помогать другим.

Сюжет фильма основан на повести Ольги Берггольц «Дневные звезды» и воспоминаниях блокадников, включая Даниила Гранина. Премьера фильма была запланирована на май 2020 года и должна была быть приурочена к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, но была перенесена из-за пандемии. В прошлом году по итогам 42-го Московского международного кинофестиваля фильм получил главный приз и  приз зрительских симпатий.  

Стас Тыркин, программный директор «Художественного»: Фильм-победитель Московского фестиваля фильм Андрея Зайцева, как нетрудно догадаться уже по названию, посвящен теме, являющейся в России потенциально взрывоопасной. В ее трактовке Зайцев, автор популярного подросткового фильма «14+», проявляет не только очевидный режиссерский талант, но и столь же очевидную смелость. Часть зрителей, можно не сомневаться, будет этой трактовкой шокирована — блокадники предстают в ней не сытыми, румяными сталинистами, а еле живыми, уже не чувствующими ни боли, ни холода существами, чьим поведением руководит их прошлая человеческая жизнь. Ты либо воруешь черствую буханку хлеба, не чувствуя, что тебе уже нечем ее хватать: рука лежит где-то в сугробе. Либо, бережно собрав несколько крошек хлеба, бредешь через весь заледенелый, превратившийся в скелет Питер, чтобы подарить их отцу. В этой во многом радикальной работе, снятой по воспоминаниям очевидцев, в том числе Ольги Берггольц и Даниила Гранина, и продолжающей линию «Иди и смотри», фильмов Германа и Сокурова, нет ни одной ноты фальши, что большая редкость в современном российском «военном кино». Это зрелище способно хорошо прочистить мозги тем, кому их заморочило невежество.

Стас Тыркин